О правилах композиции говорят уже давно и много. На самом деле это ничто большее, чем простые и популярные методы, для которых найдется место в репертуаре каждого фотографа. Особенно важно с ними разобраться, если вы новичок.

В этой статье мы уделим время рассмотрению нескольких популярных «правил» композиции в плане использования их как шаблонов для будущих работ. Воспринимая каждое «правило» как способ изучить новый аспект композиции, мы сможем сфокусироваться на том, чтобы добавить в свой бардачок новые инструменты, а не воспринимать их как клише.

Шаблон №1: Правило третей

Начнем с одного из самых распространенных принципов – правила третей. Его суть в том, что нужно разбить композицию на три равных вертикальных и горизонтальных секции, на пересечении которых должен находиться основной субъект.

Если сильно злоупотреблять этим правилом, в результате получатся скучные и повторяющиеся снимки. С другой стороны, оно может заставить вас попробовать найти другие способы компоновки, которые прежде были неочевидными. Глядя сквозь видоискатель и поочередно помещая субъект на одной из точек пересечения, вы увидите разные возможности и, вполне вероятно, даже придумаете что-то своё.

Я часто делаю так сам – меняю ракурсы и наклоняю камеру, чтобы оценить, как субъект смотрится в разных точках. Даже если в результате не получится ничего дельного, все равно можно найти какие-то другие варианты или подметить идеи на будущее.

01-7453049

Шаблон №2: Центровка субъекта

Одной из производных правила третей является принцип избегания центровой композиции. Это определенно хороший совет для новичков, которые не раздумывая помещают каждый субъект в центр кадра. Однако, опираясь на другие части снимка, например, направляющие линии, можно получить отличный результат даже с такой композицией.

Прежде, чем отказываться от идеи помещать субъект в центр, оцените его и другие элементы вокруг. Возьмем в качестве примера паука, плетущего паутину. Если он находится в середине паутины, хорошей идеей будет скомпоновать кадр так, чтобы он оказался в центре, особенно если композиция будет симметричной.

Другой пример – одинокая гора на горизонте. Допустим, рядом есть река, ведущая к этой горе, а в небе висит несколько облаков, расходящихся в стороны. Широкоугольный объектив позволит создать перспективу, которая акцентирует внимание на горе, благодаря чему центровая композиция подойдет как нельзя лучше.

02-7615474

Теперь, когда мы обсудили самые распространенные «правила», давайте рассмотрим несколько других техник, способных помочь в понимании композиции.

Шаблон №3: Ряды колонн

Человеческий мозг любит повторяющиеся узоры. Даже если кажется, будто их нет, мы пытаемся создать их сами. Это помогает лучше понимать окружающий мир. Прибегая к использованию узоров в своих работах, можно создать снимки с удивительным ощущением спокойствия. Особенно сильный результат получается, когда симметрия определенным образом нарушается, например, краснеющим среди зелени цветком, человеком, идущим вдоль зала с колоннами или всплеском на поверхности воды.

Одним из шаблонных узоров можно считать колонны. Став ровно между двумя рядами и поместив свой субъект таким же образом, вы нарушите симметрию, создав ощущение контраста. Начните подмечать подобные вещи и быстро натренируете профессиональный взгляд.

03-1191559

Шаблон №4: Сходящиеся линии

Линии – основа каждой фотографии. Помните, что любой снимок являет собой всего лишь двумерное представление окружающего мира. Это ничто большее, чем набор линий, которые человеческий мозг сопоставляет с повседневными субъектами. В фотографии существуют явные и предполагаемые линии. Мы поговорим только о первых.

Вы наверняка уже не первый раз встречаете понятие направляющих линий – они приводят взгляд к определенной точке в кадре. При этом часто вспоминают железнодорожные пути или уходящую вдаль дорогу. На практике две любые пересекающиеся линии имеют большой визуальный вес и способны заставить зрителя обратить внимание на то место, в котором они сходятся.

04-7976945

Шаблон №5: Обрамление субъекта

Создаваемые фотографии определяются их границами. Мы хотим удержать взгляд зрителя в этих рамках, заставляя его дольше рассматривать содержимое кадра. Один из способов это сделать – создать обрамление вокруг субъекта, которое будет выступать границей, не дающей взгляду отвлечься от самого главного. Использование подобного обрамления также создает ощущение глубины фотографии.

Классическая техника – окружить субъект дверью или аркой, используя разницу в экспозиции себе на пользу. Подобный подход можно заметить во многих фотографиях знаменитого Тадж-Махала. Момент первой встречи с ним наступает, когда вы сворачиваете и проходите сквозь огромную арку. Именно тогда у вас отваливаются челюсть, а ноги перестают слушаться. Фотографы часто используют этот ракурс, потому что он заставляет зрителя сконцентрировать своё внимание на этом величественном здании.

05-4606124

Что происходит на самом деле?

Рассматривая каждый их этих шаблонов, мы подсознательно изучаем такое понятие, как визуальный вес – то, как определенные вещи притягивают взгляд. Используя правило третей, вы заранее помещаете субъект в более притягательное место за счет увеличения его визуального веса. Центрируя что-либо, вы проделываете аналогичную операцию. Если в кадре присутствуют элементы, направляющие взгляд в центр, это еще больше повышает вес объекта. В случае с колоннами, мы отдаем визуальное превосходство субъекту, который нарушает симметрию, а также создаем линии, подчеркивающие его важность в кадре. Концепция визуального веса – отличный взгляд на композицию.

В композиции нет правильных и ложных ответов. Некоторые подходы выглядят приятнее для большинства людей, за что их считают «лучше», однако, способы фотографирования этим не ограничиваются. Изучив разные шаблоны и поняв, почему они работают, вы приобретете полезный навык и умение конструировать приятные композиции. После этого можете начинать сочетать, изменять или полностью переиначивать их. Это очень выручает, когда никак не получается скомпоновать снимок. В любом случае, каждому фотографу будет крайне полезно узнать о существующих шаблонах композиции.

Автор: Dylan Goldby