Вы наверняка видели эту маленькую кнопочку и не раз задавались вопросом: «Зачем она вообще нужна? Что она делает? Стоит ли мне ей пользоваться и если да, то зачем?» В этой статье мы подробно рассмотрим всё, что вам нужно знать о блокировке автоматической экспозиции (Auto Exposure Lock).

Что это вообще такое?

Название говорит само за себя. Это функция большинства камер (включая также камеры смартфонов), которая позволяет выбрать и зафиксировать настройки экспозиции. AE-L работает только в автоматических и полуавтоматических режимах (Программный, Приоритет диафрагмы, Приоритет выдержки и др.). В некоторых камерах имеется комбинированная кнопка, которая помимо блокировки автоматической экспозиции позволяет активировать блокировку автофокуса. Помечается она AE-L/AF-L и может блокировать одно, второе или сразу оба. Canon обозначает режим AE-L звездочкой. У моей старой Pentax K-5 и новой Sony a7R III есть отдельная кнопка. У iPhone при нажатии на экран появляется желтый прямоугольник и иконка солнца.

Блокировку автоэкспозиции обычно используют новички. В одном из выпусков подкаста Photo Taco Jeff Harmon опросил слушателей и статистика показала, что 57% никогда не использовали AE-L, 12% используют его редко, 7% — регулярно, а остальные ни разу о нем не слышали. На практике многие опытные фотографы перепрограммируют AE-L для фокусировки задней кнопкой.

Однако, если вы только учитесь, AE-L может очень помочь. Этот режим позволяет переубедить камеру и установить желаемую экспозицию. И в таком случае появляется большая разница между тем, будут ли ваши фотографии достойны внимания или отправятся в корзину. Если у вас пробегают неприятные мурашки от одной мысли о работе с гистограммами, блокировка автоэкспозиции вам пригодится!

Кнопка AE-L обычно находится на задней панели камеры и расположена так, чтобы до нее можно было дотянуться большим пальцем. В некоторых камерах нужно зажать и держать её пока не будет сделан снимок. В других вы можете один раз нажать кнопку, после чего активируется таймер, фиксирующий экспозицию на определенное время. Загляните в руководство пользователя своей камеры. Да, в ту бумажку, которую никто никогда не читает.

В зависимости от модели камеры, AE-L может также фиксировать баланс белого, что может стать потенциальной проблемой при съемке в JPG.

В большинстве случаев фиксация экспозиции снимается после спуска затвора. У Canon есть Блокировка с удержанием (AE Lock with Hold), которую можно активировать и назначить на определенную кнопку при помощи меню пользовательских функций (Custom Functions Menu). В этот режиме, как только вы нажимаете назначенную кнопку, экспозиция фиксируется до тех пор, пока вы снова ее не нажмете. Это удобно, когда нужно сделать несколько быстрых снимков, например, птицы в полете или бегущего ребенка. Однако, нужно не забывать снимать блокировку! Это еще один повод заглянуть в бумажную штуку, которая шла в комплекте с камерой, или поискать спецификации своей камеры в интернете.

01-3767953

Черные камни с вырезанными рисунками введут в заблуждение экспонометр камеры.

Почему нельзя довериться камере?

Если вы активируете один из автоматических режимов (Программный, Приоритет диафрагмы, Приоритет выдержки и т.д.), при нажатии кнопки спуска затвора наполовину камера выполняет автоматический замер экспозиции и в некоторых случаях также регулирует фокусировку. Камера основывает свой выбор «идеальной экспозиции» в зависимости от активного режима замера – матричный, центровзвешенный или точечный. С первым и вторым кадр оценивается целиком с малым (матричный) или большим (центровзвешенный) смещением относительно яркости центра кадра. В точечном режиме камера подбирает экспозицию, основываясь на маленьком участке вокруг выбранной точки.

Осмыслите и запомните это. Вам нужно понимать основы экспозиции, чтобы разобраться с AE-L и понять, в каких ситуациях можно его использовать.

Камера запрограммирована таким образом, чтобы устремить усредненную яркость фотографии к эквиваленту нейтрального серого, который расположен точно между черным и белым. Зачастую это работает. Однако, в условиях очень яркого освещения, например, на снегу или на солнечном пляже, камера попытается затемнить кадр и приблизить его к полутонам. Если вы когда-либо задавались вопросом почему ваши снимки прекрасного белого снегопада становятся серыми, вот вам ответ. Или, если вы хотите сфотографировать очень темный объект, например, своего милого черного лабрадора, камера попытается осветлить его и сделать серым. Поэтому зачастую нужно немного подумать, чтобы определить «правильную» экспозицию.

02-7208967

Камера пытается осветлить черные камни, вымывая при этом небо и завышая общую яркость кадра.

Если вы делаете фотографии только когда у вашего субъекта средний уровень яркости, а сам он находится прямо в центре кадра, можете забыть обо всём этом. Вам не нужен ни AE-L, ни AF-L, ни кнопка со звездочной, ни мои советы.

В таком случае вам нужна хорошая доза креативности, потому что ваши фотографии скорее всего очень-очень скучные! Можете уделить немного времени на базовый курс от Improve Photography. А если от разговоров про экспозицию у вас начинает кружиться голова, почитайте замечательный и простой урок от Brenda Petrella, в котором рассказывается об экспозиции и компенсации.

Что можно делать с AE-L?

Блокировка автоэкспозиции становится полезной в ситуациях, когда в разных участках имеется разный уровень яркости – слишком светлые блики, почти черные тени и малое количество полутонов. Камера всегда пытается сделать серый основным тоном. Поэтому, если рядом с центром кадра находится большой светлый участок, он может ввести экспонометр камеры в заблуждение и заставить её недоэкспонировать снимок. Если такой же участок будет очень темным, фотография получится пересвеченной. Выход в такой ситуации – направить камеру на участок с полутонами, зафиксировать экспозицию и после этого заняться композицией.

03-3268803

Экспонометр камеры зафиксировался на темном камне из-за чего кадр пересвечивается.

Это самый простой способ использовать блокировку автоэкспозиции, и он даже скорее всего описан в руководстве вашей камеры. Да, я опять о той толстой бумажке, которая так и осталась валяться в коробке.

Представьте, что вы отправились в Париж и хотите сделать фотографию своей супруги\супруга (несомненно это самый важный и прекрасный субъект для съемки) на фоне Эйфелевой башни (однообразный и скучный фон). Ваша возлюбленная или возлюбленный стоит в тени. Сама Эйфелева башня и Марсово поле купаются в ярком золотистом свете. Вы проявляете невероятную креативность и решаете скомпоновать снимок так, чтобы башня находилась слева, а ваш прекрасный субъект справа. Естественно, вы хотите, чтобы субъект был с четким фокусом и идеальной экспозицией. Однако, ваш любимый человек занимает маленькую часть кадра. Всё остальное – очень яркий фон. Ваша камера недоэкспонирует снимок и супруг превратится в силуэт.

Чтобы этого избежать, сначала зуммируйте и направьте камеру на улыбающееся лицо жены или мужа, наполовину нажмите кнопку затвора, включите блокировку автоэкспозиции, снова вернитесь к своей идеальной композиции и на этот раз спустите затвор полностью. Вуаля! Вы получили отличный снимок и приятные воспоминания.

Что делать, если я не состою в браке, у меня нет любимого человека, и я не собираюсь в Париж?

Очень жаль. Париж – прекрасный город! Однако, AE-L все равно может стать полезным инструментом в вашем фотографическом арсенале, особенно, если вы часто снимаете в режиме приоритета диафрагмы или выдержки и особенно, если у вас мало времени.

Что, если вы хотите, чтобы экспозиция основывалась на чем-то, что не находится в фокусе? Здесь на помощь придет AE-L.

04-5950567

Если выбрать участок травы со средней яркостью и зафиксировать на нем экспозицию, в итоге получится лучший снимок.

На рассвете и на закате вокруг нас яркие насыщенные цвета, глубокие тени и немного тонов между ними. Свет очень быстро меняется и времени на точный замер просто нет. Если цветастое небо занимает большую часть кадра, камера экспонирует его, а тени станут настолько темными, что утратится детализация. Если, с другой стороны, в кадре преобладают темные оттенки, а небо занимает лишь малую часть, камера экспонирует тени, сделав их ярче, а небо осветлится настолько, что практически полностью утратит детализацию. В такой ситуации стоит выполнить замер в участке, который ближе к полутонам, заблокировать экспозицию и сделать снимок.

Еще один пример – панорамная съемка. Уровень яркости у каждого снимка может быть разным. С автоэкспозицией вы получите по-разному экспонированные фотографии, каждая из которых будет темнее или светлее предыдущей. Такая ситуация очень нежелательна, поскольку тогда невозможно плавно сшить панораму. Найдите участок с полутонами, зафиксируйте на нем экспозицию и получите согласующуюся яркость снимков, благодаря чему произвести склейку финальной панорамы будет легче.

В эпизоде подкаста Photo Taco один из читателей написал, что пользуется AE-L при съемке различных выступлений. Освещение постоянно меняет свой цвет и интенсивность, а танцоры, актеры и музыканты двигаются по сцене. Фотографу удалось получить отличный результат благодаря AE-L. Он нашел удачную экспозицию, зафиксировал её и делал дальнейшие фотографии вне зависимости от того, каким было освещение.

Может блокировку автоэкспозиции и нельзя назвать самым гениальным изобретением со времен нарезного хлеба, но у неё есть применение. Даже если вы очень быстро вырастете и перестанете ей пользоваться, все равно стоит знать, что такая функция существует!

Есть ли у вас интересный или необычный способ использовать блокировку автоматической экспозиции? Расскажите в комментариях!

Автор: Frank Gallagher