Стоковые фотографии (от англ. stock photography —сток-фото, «архивная» фотография) в современном мире можно встретить повсеместно.

Снимки, которые компании всех типов и рангов используют в своих медиа в редакторских и творческих целях, в целях маркетинга или обучения, поступают из двух источников:

  1. компания нанимает фотографа, что бы сделать это фото; или же
  2. они покупают права на уже существующие снимки.

Когда кто-нибудь приобретает разрешение на использование готовых фото, это означает, что они покупают стоковую фотографию.

Бизнесмены приобретают права на сток-фото для иллюстрации своих концептов, поставляемых услуг, различной обстановки и т.д. Каждый раз, когда вы листаете журнал, заглядываете в газету, смотрите на биллборды или обложки книг, читаете учебники, брошюры, блоги, рекламную рассылку или же корпоративную литературу любых видов, даже когда смотрите телевизор и видите кадры, встроенные в планы и графики —вполне возможно, что вы рассматриваете стоковые фотографии.

Что представляет собой сток-фото?

Вы можете сфотографировать, что угодно и назвать это стоковой фотографией. Ниже представлен список потенциальных тем и сфер использования:

  • Рекламное агентство проводит международную печатную кампанию и нуждается в фотографии двух детей, одетых в пижамы и чистящих зубы.
  • Журналу об общих интересах требуются иллюстрации «зеленой жизни» (использование экологически чистых изделий и товаров, не наносящих вред природе).
  • Музыкальный журнал ищет фотографии с концерта Майкла Джексона 1984 года.
  • Для издательства брошюры, туристическому агентству требуется фото конкретного замка в Ирландии.
  • Издательство имеет необходимость в снимке, который бы как-то передавал «безрассудное экспериментаторство» с обложки книги.
  • Банку нужны 10 изображений, иллюстрирующих дикую природу Африки, для размещения их в стенах своего нового филиала.
  • Журналу о знаменитостях требуется фото Ким Кардашян во время тренировок.
  • Газета нуждается в изображении профиля пустого таблеточного пузырька на белом фоне для использования его в материале о подорожании лекарств.

Стоковая фотография охватывает практически все —от предметов повседневной жизни до людей разных возрастов и рас, невероятных ситуаций, семейных сцен, деловой жизни, путешествий, концептуальных идей, пейзажей, снимков подводной жизни, спорта, новостей и развлечений.

Чем стоковая фотография отличается от остальных типов?

Строгих правил, определяющих эстетику стоковой фотографии, нет. Но есть несколько моментов, которые должен учитывать фотограф.

  1. Во-первых, сток-фото по своей природе не является фотожурнализмом. Стоковые фотографии не несут в себе какой-либо нагрузки, характеризующей документальную фотографию. «Легкие и воздушные», вот та часто употребляемая фраза, используемая для описания современных «архивных» фото. Главная их цель —сделать вещи визуально привлекательными.
  2. Во-вторых, сток-фото часто используются в рекламных сообщениях. Поэтому, опытный сток-фотограф должен сделать снимок таким образом, что бы он привлекал внимание в рекламе и различных публикациях. Все значение и смысл можно передать прямо, без изворотов, но часто сток бывает успешным, когда фотограф передает лишь идею.

Используемая в коммерческих целях стоковая фотография требует определенного уровня качества. Очень редко вы можете сделать снимок кого-либо или чего-либо и продать его для использования в рекламе. Но почему?

Первое —покупатели, рассматривающие пригодные для рекламы фото, ожидают уже смоделированных и понятных снимков, что бы не тратить время и средства на разъяснение смысла. И второе —это детали самого фото. Неподходящее освещение, недостаточно презентабельная одежда человека или его немодельная внешность, заваленный фон, выражение чьего-то лица передает эмоции в недостаточной степени. Как мы видим, существует множество факторов, которые должен принимать во внимание сток-фотограф.

Потенциальные покупатели

Список покупателей, приобретающих сток-фото, включает в себя:

  • Рекламные агентства;
  • Журналы;
  • Издательства (фантастика, документальная проза, учебники и пособия);
  • Крупные корпорации (отделы внутрифирменной связи);
  • Вебсайты и блоги;
  • Некоммерческие и государственные учреждения;
  • Дизайнеры графики.

Сколько покупатели платят за стоковые фотографии?

Диапазон цен на сток-фото очень широк. Часто цена зависит от сферы использования и эксклюзивности. Сегодня она может колебаться от одного доллара за «микростоковое» фото и до нескольких тысяч долларов за снимок, сделанный исключительно для всемирной рекламной кампании, проводимой во всех видах СМИ.

Во многих случаях покупатели приобретают скорее не сам снимок, а права на его использование. Права на использование могут быть регулируемыми (определяется сфера использования, период и регион) либо же роялти-фри (без авторских или лицензионных отчислений с продаж)в основном, право на владение снимком на неограниченный срок без права перепродажи.

Если вы продаете свои сток-фото через агентства, то они сами заключают договоры и продают ваши снимки, взимая за это комиссию. Если же вы продаете сток самостоятельно —вам следует более детально ознакомиться с ценовыми нюансами. Также необходимо изучить базовые типы лицензионных соглашений (с регулируемыми правами или роял-фри) и изучить основные расценки на использование материала.

Нужна ли квалификация для сток-съемки?

Вам потребуется воображение, креативное виденье предмета, базовые навыки в фотографии и довольно неплохая камера.

Еще понадобится опыт. Начните с ознакомления с журналами и другими печатными формами с целью определения эстетики коммерческой фотографии.

Вам следует выбраться из дома и начать фотографировать, всецело отдавшись работе. Лучший способ научиться —это приступить к действию и понять, какие снимки могут быть одобрены, какие нет, а какие могут быть проданы.

Разные издания имеют разные взгляды на эстетичность фото. Сток фотографии вызывают в воображении такие прилагательные как «сочный, яркий» (как сказал бы бизнесмен вместо «плавный, без резких переходов»). Но фактически, многие сток-архивы имеют весьма современное представление о сток-фото, неотличимое от заказной фотографии.

Агентство или самостоятельность?

Одно из самых важных решений, которое предстоит принять фотографу —это продавать свои снимки через сток-агентство или же самостоятельно. Фотографы, которые решают осуществлять продажу сток-фото самостоятельно (часто прямо со своих вебсайтов), ответственны почти за каждый шаг в процессе продажи. С другой стороны, продажа через агентство означает меньше работы для фотографа, но также и меньший доход из-за высокой комиссии. Для того, что бы помочь Вам выбрать наиболее подходящий вариант, ниже представлено описание различий между продажей через агентство и самостоятельной деятельностью.

Агентство

  • Фотографы платят большие комиссионные агентствам.
  • Агентства дают специфические указания (как например, размер изображения, модель фотокамеры, формат файла и т.д.).
  • Выборочное редактирование означает, что не все ваши фото будут приняты.
  • Агентства занимаются маркетингом и продажей работ.
  • Агентство контролирует ценовой диапазон и сделки с клиентами.
  • Агентство может изменить свои условия в любое время.
  • Некоторые агентства требуют эксклюзивного права на продажу ваших текущих снимков и подобных им в будущем.
  • Ваши фото —это лишь несколько из тысяч снимков (если не из миллиона).
  • Агентства часто объединяются друг с другом для расширения потребительского рынка или подключают дополнительных агентов, которые получают часть прибыли от продаж Вашего материала.

Независимая деятельность.

  • Фотограф получает большую часть прибыли (обычно все 100%).
  • Фотограф контролирует временные рамки и ценовой диапазон для каждого соглашения.
  • Фотограф определяет, какие из снимков поступят в продажу.
  • Ответственность за маркетинг и продажу целиком лежит на фотографе.
  • Фотограф сам осуществляет решение административных задач, таких как выставление счета клиентам.
  • Хороший фотограф всегда следит за развитием технологий.
  • Фотограф получает прямой контакт с покупателем.
  • Возможность накопления базы новых клиентов с помощью поисковой оптимизации сайтов.

Что ищут клиенты?

Мы определили, что не все фотографы по наитию могут догадаться, чего от них ожидают и хотят покупатели. По правде говоря, у фотографов и их клиентов существует не так много возможностей узнать друг о друге получше. Если покупатель не отвечает на письмо, фотограф предполагает, что его работа пришлась не по вкусу клиенту. В некоторых ситуациях это может оказаться правдой, но существует также много других факторов, влияющих на окончательное решение покупателя при выборе фотографий. К примеру, вы отправили различного ранга клиентам сотню электронных писем, начинающихся со слов «Дорогой покупатель». Но ведь также как и вы, покупатели ценят индивидуальные и персонализированные письма.

Базовые советы

  1. Лучше осуществлять сделки самому. Даже если у вас есть представительство, клиентам все равно будет приятней, когда письма и рекламные ролики будут приходить лично от фотографа.
  2. Создайте свою «торговую марку». Если у вас есть дизайнерские способности —уделите время для разработки своего логотипа, который вы можете использовать на своем вебсайте, в блоге, электронной почте и визитках. Если же вы не являетесь дизайнером, то лучше сделать эту работу под заказ.
  3. Хорошо проанализируйте ситуацию. Сравните потребности клиента со своими работами. Внимательно изучите стиль и манеру покупателя. Посмотрите, как они сочетаются с вашим стилем. Ничего так не раздражает клиента, как трата времени на просмотр вебсайта еще одного фотографа лишь для того, что бы обнаружить там фото со спортивной тематикой вместо требуемых туристических снимков.
  4. Узнайте больше о клиенте перед тем как обращаться к нему с письмом. Так вы сделаете свое обращение более личным.
  5. Построение рабочих отношений между фотографом и покупателем требует времени. Даже если клиенту нравится ваша работа, он/она могут быть не способны сразу же нанять вас. Периодически контактируйте с клиентами, присылайте им свои новые работы. Так вы останетесь в поле их зрения и планах на будущие проекты. Не отказывайтесь от небольших проектов. Так Вы покажите, что можете завершить работу в срок, а значит, на Вас можно положиться.
  6. Прежде чем сделать снимок, подумайте, как и чем будут выделяться Ваши фото. Например, если вы полагаете, что Ваши фотографии могут быть использованы в коммерческих целях, примите во внимание факт, что они должны быть яркими и современными. Используйте моделей, разных по возрасту, полу и этнической принадлежности. В любом случае, делайте горизонтальные и вертикальные снимки, а также оставляйте свободное место, куда клиент может что-нибудь добавить.
  7. Продемонстрируйте, как Ваши работы были использованы другими клиентами. Не важно, будь то журнал, вебсайт или рекламная кампания. Важно показать, как Ваши снимки используются на профессиональном уровне. Также Вы можете «вдохновить» клиентов и дать им новые идеи касательно того, как можно представить снимки. Самый простой способ —это добавить на свой вебсайт «отрывные листы» (от англ. tear-sheet —рекламное объявление в газете, которое может быть вырезано читателем и направлено фирме в качестве заказа).
  8. Убедитесь, что Ваш вебсайт поддерживается мобильными телефонами и iPad-ами. Как и у любого другого в наши дни, у Ваших клиентов не всегда есть возможность проверить свою электронную почту на домашнем компьютере. Но самое главное, не используйте flash-формат на Вашем сайте. Убедитесь, что он загружается быстро, а контактная информация легкодоступна.