Как стать успешным фотографом, когда кажется, что все сфотографировано? Недостаточно просто сделать хорошие снимки. Нужно уметь делать сразу много: делать качественные снимки, работать с клиентами, презентовать свои работы и рекламировать себя. В статье мы говорим о прогрессе в таком конкурентном поле: от базовых принципов до необязательных, но интересных и полезных способов.

Как выбрать узкую нишу?

Есть понятия «перегретых ниш» — это когда специалистов в сфере становится много, и конкуренция сильно повышается. Сегодня рынок фотографов именно такой: специалистов много, у клиента всегда есть выбор — и очень большой.

В такой ситуации работает сужение ниши. Вы выбираете, какую именно «проблему» клиента хотите устранять, и выстраиваете свою экспертность именно в этой узкой теме.

Допустим, вы любите снимать портреты. Но портреты бывают разными, можно разделить по разным показателям. Вот только несколько примеров:

  • На что снимаете? На цифру или на пленку ? А может, вы совсем избегаете дорогих профессиональных камер и снимаете на старенькую пленочную «мыльницу»? Это тоже сузит нишу.
  • Кого вы снимаете? Взрослых, детей или пожилых людей? Женщин или мужчин? Людей по одному, семьи или пары? Вы сможете решить, что хотите снимать портреты детей примерно от 4 до 11 лет. Или же только влюбленные пары.
  • Где и как снимаете? В студии с искусственным освещением, на улице или в помещении с естественным светом ? Вы сможете решить, что снимаете только с естественным светом, и делать на этом акцент в своих работах.

Илья Сергеев специализируется на съемке влюбленных пар в инди стиле, часто — на пленку. Это узкая ниша, в ней у Ильи сформировалась своя аудитория, которая приходит на мастер-классы и заказывает фотосессии.

И тогда понятно, какую именно ценность вы предлагаете, легче достучаться до аудитории с ее конкретными желаниями и проблемами— например, в той же рекламе. Также легче создать образ эксперта, а не «я везде могу кое-как». А еще — легче отстроиться от конкурентов. Об этом — в следующем пункте.

Определите, что отличает вас от конкурентов

Больше всего, на мой взгляд, боятся конкуренции начинающие фотографы, решившие стать профессионалами. Те, кто давно в бизнесе, кажутся им монстрами, сама идея конкурировать с ними кажется полным безумием. Но открою секрет: профессионалы не меньше боятся новичков с их новыми идеями. Дело в том, что в любой профессии рано или поздно наступает момент усталости, а за ней следуют молодые люди с новым взглядом на жизнь.

Почти все известные и успешные современные монстры коммерческой фотографии начали свой путь еще до наступления эпохи Интернета. Они продвигали свой бизнес способами, которые сегодня кажутся допотопными. Теперь, благодаря возможностям глобальной информационной сети, вы можете заявить о себе публично, не выходя из дома. И это, конечно, надо использовать.

Целевая аудитория

Фотограф должен понимать, для кого он работает. Есть две составляющие:

  • Построить портрет публики — понять, кто заказчик, кому продавать услуги.
  • Понимание ожиданий аудитории: чего обычно хотят эти клиенты, чего они ожидают по умолчанию.

Если вы специализируешься на свадьбах, решение о выборе фотографа скорее всего будет принимать невеста. Вам нужно:

  • Произвести впечатление на невесту означает показать, что вы приятный человек, с которым легко работать.
  • Поймите, чего она хочет от фотосессии — она может хотеть, чтобы вы расшевелили скромного жениха и заставили его выглядеть естественно, чтобы было больше локаций и романтических ракурсов.
  • Поймите, что они ожидают по умолчанию, что предлагают конкуренты — например, обработка входит в стоимость, а фотографии будут готовы через месяц.

Когда позиционирование и аудитория сформированы, можно заниматься продвижением.

Блог, сайт или социальные сети

В социальных сетях рассказывают о вас как о человеке и позволяют клиентам быть на связи. Делитесь новыми фотографиями, расскажите о свободных для съемок датах, показывайте бекстейдж, общайтесь с подписчиками. Не забывайте, что соцсети — часть вашего портфолио.

Легче предоставить полную и структурированную информацию о себе и услугах сайта. Можно создать страницу с портфолио — по ней клиент поймет, в каком стиле вы снимаете. На странице об услугах и ценах вы в курсе всех условий. На странице автора заказчик узнает вас как личность. На страничке «Контакты» — узнайте, как связаться. На главной странице — получите общее представление обо всем самом важном.

То, что в соцсетях разбросано по всему профилю, здесь понятно структурировано. Клиенту не нужно разбирать все фотографии в Инстаграме, чтобы найти ответ на свой вопрос. Все ответы заботливо собраны в одном месте и разложены по полочкам.

Блог работает на ваш личный бренд, передает образ эксперта в своем деле и приятного человека в общении. Рассказывайте о рабочем процессе, хитростях и лайфхаках, которые помогают на съемках. Дополнительный плюс: если регулярно публиковать интересны статьи и оптимизировать их, сайт будет подниматься в поисковой выдаче.

Как продвигать личный бренд фотографа в интернете: советы

  • Регулярное ведение своих проектов — сайта, профилей в социальных сетях, канала на Ютуба.
  • Развитие компетенций — выступления на конференциях, вебинарах, участие в подкастах. С каждым выступлением и размещением на чужом сайте вы входите в новую аудиторию, которая вас еще не знает.
  • Сотрудничество с авторами других каналов, совместные проекты, обмен гостевыми статьями.
  • Реклама у блогеров (они же инфлюенсеры или лидеры мнений) стала одним из главных инструментов маркетологов. Отрасль инфлюенсер-маркетинга оценивается в 5-10 млрд долларов США, а 89% маркетологов утверждают, что Rotapost.ru Эффективная реклама в блогах, Твиттер, YouTube и Телеграм такая же или более эффективна, чем остальные каналы.
  • Гостевые статьи на тематических ресурсах. Практически в любой отрасли есть такие ресурсы, где можно договориться о публикации вашего материала со ссылкой.
  • Участие в интервью на тематических сайтах или каналах.
  • Развивая свой сайт с помощью интервью с другими людьми, возможно, удастся устроить беседу с кем-то более известным.

Расскажите в комментариях, что бы вы добавили к материалу, что можете посоветовать из опыта?