Очень часто, просматривая фотоальбомы знакомых, где они на фоне – то Красной площади, то Эйфелевой башни, а иногда – и менее знакомых мест, возникает стойкое ощущение дежавю. Человеку, вообще, свойственно ощущать себя сопричастным к истории, отсюда и такое количество «одинаковых» фотографий у совершенно разных людей.

Поэтому, съемка на фоне исторических памятников, архитектурных ансамблей и других памятных мест – одна из самых распространенных, она помогает сохранить в памяти увиденное. Чтобы в итоге в фотоальбоме не оказалась фотография, на которой «много неба, мало памятника и совсем нет меня», нужно соблюсти несколько правил.

Правила фотосъемки на фоне памятника

  • Во-первых, нужно максимально удалить объект от фона на такое расстояние, чтобы всё поместилось в кадр.
  • Во-вторых, нужно помнить, что немного неба сверху и полоска земли перед объектом – необходимое условие гармоничного кадра.
  • Саму фотосъемку нужно вести со штатного объектива, высота съемки – на уровне глаз фотографа. При использовании короткофокусного объектива фотоаппарат нужно приподнять, чтобы увидеть ракурс таким, какой он получится на фотоснимке; широкоугольные же объективы зрительно уменьшают объекты заднего плана. В общем, если есть возможность сфотографировать длиннофокусным объективом и с достаточно отдаленной точкой съемки, обязательно нужно этим воспользоваться.
  • Не нужно забывать и об основных законах перспективы: человек (объект) должен занимать почти половину кадра по высоте в горизонтальных снимках, и примерно треть снимка – в вертикальных.
  • Принято выделять два варианта съемки человека на фоне архитектурных ансамблей и памятных мест. В первом варианте человека снимают портретом в полный рост, во втором – крупным планом дается лицо («погрудный» или «поясной» портрет), а в качестве фона выбирается самый значимый архитектурный фрагмент.
  • Чаще всего, такая съемка проводится на улице, при естественном освещении, что позволяет воспользоваться большим количество эффектов. Так, при ярком солнечном свете есть смысл уменьшить плотные тени на лице, отказавшись от контрового и заднедиагонального эффекта, или попробовать поменять место съемки на более удобное.
  • Основные ошибки на подобного рода кадрах – когда фон и объект имеют разницу в освещении. Так бывает, если фотограф ставит человека, например, под кроной дерева, которое стоит между фоном и снимаемым объектом, тогда интервал яркости между затемненной моделью и освещенным фоном получается неразрешимым. Такой же эффект можно получить в облачный и ветреный день, когда солнце то скрывается, то появляется. Нужно просто дождаться удобного равномерного освещения (обычно несколько секунд), чтобы получился хороший кадр.
  • Утреннее и вечернее освещение считаются самым удачным для съемок на натуре. Днем, когда солнце находится высоко, тени на лице искажают портретное сходство, поэтому целесообразно использовать импульсную вспышку в качестве дополнительного света.

Съемка на памятном фоне – это не просто документальный жанр. Композиционное решение кадра (правильная естественная постановка фигуры, свободное положение рук, сюжетный план) значительно увеличат художественность снимка.

Фотограф должен стать не просто художником, но и режиссером кадра. Иначе совмещение величественного здания, или великолепнейшего пейзажа, и совершенно бессмысленного лица, или неестественно стоящей фигуры, приведет фотоснимок в помойку. Чтобы работа радовала, нужно ее эмоционально наполнить при помощи имеющихся изобразительных средств и своих творческих возможностей.