Первое, с чего начинается использование приобретённого впервые фотоаппарата, цифрового или плёночного, это съёмка портретов. Снимаем всех подряд и радуемся, если снимки получаются удовлетворительного качества. О профессиональной съёмке портретов задумываются немногие, считая это занятие утомительным .

Трудно согласиться с ними, пожалуй, более утомителен процесс съёмки именно для того, кого фотографируют. Он всегда находится в напряжении, видя направленный на него объектив фотоаппарата. Сфотографированный в такой обстановке человек становится, иногда, просто неузнаваемым на фотографии.

Чтобы подобного не случалось, необходимо приложить всё своё умение, создавая непринуждённую обстановку при съёмке фотопортрета. Во время съёмки важна   каждая деталь – поза человека, выражение его лица, свет, фон, на котором вы его фотографируете. Только сделавшись незаметным для фотографируемого, слившись с окружающей средой, можно получить интересные снимки, заставляющие людей по – иному взглянуть на знакомого им человека.

Даже при фотографировании человека для официального портрета, когда сделать это тайно невозможно, есть возможность дать расслабиться человеку, заведя с ним разговор на отвлечённые темы. Результатом будет портрет человека с естественным выражением лица, а не напряжённо вытаращившего глаза из под насупленных бровей.

При съёмках можно использовать некоторые приёмы.

  • Например, постоянная съёмка, когда снимаемый, привыкнув к клацанью затвора, расслабляется и не знает, что его уже фотографируют. Если у вашего фотоаппарата откидной монитор, задача ещё упрощается. Вы можете незаметно делать снимки, держа фотоаппарат, например, на уровне пояса или груди.
  • К съёмке людей необходимо хорошо готовиться. Фотографировать лучше не с рук, а со штатива.
  • Объектив необходимо применять специальный портретный. Использование других объективов может привести к некоторым искажениям объекта съёмки, иногда до неузнаваемости.
  • Тщательно настраивайте установку баланса белого, иначе можно получить искажения цвета кожи портретируемого, что испортит впечатление о снимке.
  • Желательно использовать при съёмке наименьшую глубину резкости. Такой приём, при фокусировке по глазам портретируемого, позволит размыть фон, чтобы он не отвлекал взгляд от основного объекта съёмки.
  • На цифровом фотоаппарате это можно сделать, установив в меню режим съёмки портрета. Исключение из этого правила может быть в том случае, когда вы намеренно хотите подчеркнуть своим снимком, что « человек здесь был». Например, снимая своих близких у Эйфелевой башни.

Делать портретные снимки предпочтительнее с использованием естественного освещения. Лучшее время съёмки до одиннадцати часов утра и после шестнадцати часов. Самое равномерное освещение в тени или при лёгкой облачности. Проверьте, чтобы тени на лице снимаемого не портили портрет. Для подсветки теней можно воспользоваться заполняющим светом вспышки.