Съемка с широкой апертурой откроет мир новых творческих возможностей для вас и вашей камеры.

Вы можете использовать этот прием для выделения предмета среди общего окружения, направить взгляды зрителей в сердце вашей композиции, подчеркнуть определенные детали или создать иллюзию —ограничение глубины резкости будет полезным, если вы хотите достичь креативных результатов. Некоторые фотографы могут подумать, что все необходимое —это открыть крышку объектива, навести фокус и сделать снимок. В какой-то степени они правы, но есть и другие факторы, которые могут показать всю силу и эффектность техники ограничения глубины резкости.

Глубина резкости —это контроль апертуры для определения уровня резкости на снимке. Если вы хотите, чтобы кадр был поделен на «срезы» по уровню резкости —просто сделайте апертуру меньше и больше участков будут в фокусе; чем больше апертура, тем их меньше будет в фокусе. Последний вариант съемки даст вам мягкую привлекательную размытость цвета и тонов. На этом мы сосредоточим внимание позже.

Итак, мы выяснили, что самый важный фактор, определяющий границы глубины резкости, это размер апертуры, причем меньшее фокусное расстояние даст более заметную размытость. Кроме того, нужно учитывать расстояние от камеры до объекта и от объекта до ближайшего предмета на заднем плане. Чем ближе вы находитесь к объекту съемки и чем больше этот объект выделяется на фоне, тем сильнее будет размытость изображения.

К сожалению, объективы с максимальной апертурой имеют высокую цену, но, к счастью, у нас есть замечательная альтернатива. 50mm f/1.8 обойдется примерно в 5000 руб., но цена оправдана великолепным качеством. И наконец, снимки, сделанные с помощью телеобъектива, создают ощущение менее глубокой резкости, чем сделанные с помощью широкоугольного объектива. По возможности используйте большее фокусное расстояние, чем в широкоугольных объективах.

Чтобы достичь ограниченности глубины резкости, вам нужно контролировать апертуру, поэтому мы рекомендуем использовать вам ручной режим управления (aperture priority). Фокусировка тоже играет очень важную роль, особенно при небольшой зоне фокусирования, когда до ошибки и просчета остается один шаг. В зависимости от объекта съемки, несколько дюймов, даже миллиметров в сторону —и ваш снимок испорчен. По возможности лучше использовать штатив и наводить фокус вручную или точечный автофокус для выделения определенной области. Если на вашей камере есть Liveview, увеличьте масштаб изображения с помощью LCD дисплея.

Теперь вы обладаете базовыми приемами, которые вы сможете применить, используя наших топ-10 идей и способов креативной фотографии с ограничением глубины резкости.

Измените фокус.

Мы определили, что широкая апертура может обособить, «изолировать» точку фокуса. Почему бы не сделать наоборот, оставить главную цель вне фокуса, а вместо этого навести фокусировку на случайный объект? Этот прием отлично сработает если вы хотите сделать обстановку проще, включая в нее объект на переднем плане и главный объект съемки на фоне. Выберите такую апертуру, что бы предмет на переднем плане был в фокусе, а объекты вне зоны резкости лишь угадывались. f/4-f/5.6 отлично подойдет для этого.

Настройте ограничение глубины резкости (боке). Вместо обычных круглых или многоугольных освещенных участков, формируйте боке как вам угодно. Это просто! Вырежьте из картона круг по размеру фронтового элемента вашего объектива. После этого, пробойником или ножницами вырежьте нужную форму в центре круга. Если у вас есть УФ-фильтр, вы можете плотно закрепить картонный диск в фильтре, не повредив таким образом линзы объектива. Вырезанная вами форма должна быть немного меньше апертуры. Этот прием отлично работает на объективах с компенсацией экспозиции, так как картонный диск сможет продлить экспозицию.

Пренебрегайте правилами.

Когда вы думаете о пейзажном фото, скорее всего вы представляете резкость, идущую от переднего плана к фону, а не ограничение глубины резкости. Но и здесь найдется место для этого приема. Выберите широкую апертуру и наведите точку фокуса, скажем, на отдаленное дерево. Вы получите прекрасную градацию размытости, которая будет направлять взгляд прямо к дереву. Испытайте этот прием на полях или цветах, чтобы получить переход от чистого к абстрактному цвету. Если вы дождетесь, пока солнце не начнет садиться, прячась за листву на деревьях, то можете получить прекрасное боке из неровного освещения —идеальный фон для натюрморта или портрета.

Подойдите ближе.

Малая глубина резкости рука об руку идет с макрофотографией. При таком близком сходстве, даже небольшая апертура передает лишь небольшую часть изображения в фокусе. Это, пожалуй, единственный пример, когда мы посоветуем вам выбрать апертуру f/8-f/22 для достижения малой глубины резкости: немного шире —и вы рискуете захватить в фокус больше, чем нужно. Держите камеру параллельно объекту съемки что бы сделать эффект максимальным. Тем не менее, вы можете достичь артистического эффекта, используя широкую апертуру и макрообъектив. f/2.8 60mm-100mm-го макрообъектива будет достаточно, но также вы можете использовать промежуточные кольца для увеличения эффекта.

Основное боке.

При отсутствии фонового освещения, малая глубина резкости может дать вам ровные плавные тона, но добавьте несколько элементов освещения на фоне и это сделает ваш снимок еще более привлекательным. Габаритные огни автотранспорта или городское освещение станет отличным фоном, а китайские фонарики могут добавить красочной привлекательности затемненному заднему плану. Размер ярких участков на снимке зависит от того, как далеко находится камера от источника света, а их форма —от апертуры объектива. При широкой апертуре их форма будет почти круглой; затемните линзу диафрагмой и вы получите многоугольное боке.

Создавайте иллюзии.

Экспериментируйте с боке, расположив на переднем плане какой-нибудь предмет, например, чашку, а элементы подсветки (фонарики, гирлянды) —на заднем. Расположите источники света таким образом, что бы они создавали иллюзию пузырьков или пара, выходящего из чашки. Фокусировка на объекте переднего плана и широкая апертура дадут эффект размытости фонарей на фоне. Этот процесс можно сделать еще интереснее, используя картонные трафареты, упомянутые выше.

Фокусировка на взгляде.

Один из самых распространённых портретных стилей —это классический снимок голова-плечи с фокусировкой на глазах человека, оставляя остальные части лица в легкой размытости. Этот прием подчеркивает взгляд натурщиков и добавляет глубины, близости, интимности. Для максимальной плавности перехода к размытости, используйте самую широкую апертуру и наводите фокус на глаза человека. Идеально для этого подойдет объектив 50mm f/1.8. Используйте точечный автофокус так, что бы он накладывался на ближайший к камере глаз. Что бы в фокусе было все лицо, но не предметы на фоне, остановите свой выбор на f/5.6 и таком же фокусном расстоянии.

Искажайте предметы.

Используйте стеклянные шары, линзы или капли воды для создания эффекта искажения предмета. Расположите предмет/объект позади внешней оптической системы и сфокусируйтесь на преломляющемся изображении внутри. Изображение получится перевернутым, поэтому вам придется повернуть его на 180° в Фотошопе. Не торопитесь, тщательно наводите фокус и определите оптимальную апертуру, что бы преломленное изображение и контуры внешней оптики были в фокусе, а нужный предмет на фоне оставался расплывчатым, но все же достаточно различимым.

Используйте «ведущие», подчеркивающие линии. Попробуйте скомбинировать широкую апертуру и подчеркивающие линии для создания ощущения глубины. Расположите ваш объект в середине всей картины, и вы получите постепенное уменьшение резкости перед и позади точки фокуса. Делайте снимки в обстановке, где есть прямые линии: железная дорога, улица, кирпичные стены домов или ограждения. Сделайте несколько пробных снимков с разной апертурой, что бы найти такую, которая даст подходящую глубину резкости.

Чем длиннее, тем лучше. Длиннофокусный объектив создаст большее ощущение малой глубины резкости, чем широкоугольный объектив. Что бы сузить перспективу и увеличить эффект малой глубины резкости, используйте трансфокатор (объектив с переменным фокусным расстоянием), например, 70-200mm или 70-300mm, и увеличьте масштаб изображения для выделения объекта съемки. Так как вы должны находиться на расстоянии метра или двух от объекта фокусировки, для достижения большей глубины резкости вам подойдет апертура f/2.8. Длиннофокусные объективы более чувствительны к дрожанию камеры. Поэтому лучше использовать режим стабилизации изображения или же штатив для большего удобства.