Различные источники освещения отличаются цветовой температурой – способностью по–разному окрашивать цвета на сделанной вами фотографии.

Свет ламп накаливания окрашивает окружающее пространство в красный цвет, прямой солнечный свет окрашивает снимаемое пространство в синий цвет. Мозг человека автоматически, мгновенно определяет цветовую температуру источника света.

Фотоаппарат такой способностью не обладает и ему приходится определять баланс белого путём эксперимента. Для того, чтобы цвета на сделанной вами фотографии совпали с реальными, фотоаппарат определяет температуру отражённого от объекта съёмки света и, сверяя его с заводскими прошивками, настраивается соответствующим образом на восприятие полного спектра цветов снимаемого объекта. Такой процесс носит название балансировки снимка по белому.

Этой проблемы не существовало в те времена, когда фотографировали на цветную плёнку, отображение белого закладывалось в фотографическую плёнку ещё в процессе производства. Тем, кто занимался чёрно – белой фотографией, не приходилось сталкиваться с проблемой установки баланса белого. Известно, что цветное изображение складывается из трёх цветов, красного, зелёного и синего. Белый цвет можно получить, только правильно сбалансировав эти три основных цвета.

Если вы снимаете в помещении, освещённом лампой накаливания, цвет получается жёлтым. Во время съёмки ваша фотокамера считает преобладающим белый цвет и, настраиваясь соответствующим образом, делает изображение корректным, без излишней желтизны. Фотографам приходится устанавливать баланс белого при каждом изменении источника освещения снимаемых объектов.

Существует несколько способов такой установки на цифровом фотоаппарате.

  • Самым простым способом является автоматическая установка баланса белого. Такой функцией обладают все цифровые фотоаппараты, от « мыльницы» до профессиональных камер. Для начинающего фотолюбителя этого вполне достаточно. Камера определит на объекте самую светлую точку и, приняв её за белую, сбалансирует цвета в соответствии с ней. Но здесь не исключены ошибки. При фотографировании в осеннем лесу при пасмурной погоде, камера может принять за белое самый светлый из жёлтых листьев на деревьях и сбалансировав цвета по этому пятну, исказит цвета на снимке.
  • Более совершенные фотоаппараты имеют функцию настройки баланса белого, принудительно указав камере условия освещения выбрав необходимую настройку в специальном меню. Такие настройки позволяют более точно установить баланс белого для тех условий, на которые эти настройки рассчитаны. Но и здесь ошибки не исключены.
  • Пожалуй, самым надёжным способом установки баланса белого являются ручные настройки. Проведение ручной балансировки возможно на большинстве современных фотокамерах. Процесс весьма прост. Перед объективом ставится белый лист бумаги, освещённый тем же цветом что и объект съёмки, нажимается кнопка ручной балансировки и камера рассчитывает необходимый баланс белого.