Недавно, после небольшого успеха на микростоках, я заменил свою камеру Panasonic Lumix LX7 на зеркальную камеру Nikon D5300. Сразу после покупки радости моей не было предела. Я фотографировал все подряд, но через некоторое время эйфория закончилась и я смог трезво посмотреть на некоторые вещи, о которых я и хочу поделиться с теми, кто только выбирает Nikon или Canon.

Вычислительные мощности Nikon D5300

Первым, с чем я столкнулся, пересев с 10-мегапиксельного компакта, была матрица, которая давала картинку 24 мегапикселя. Один файл в RAW занимает примерно 20+ мегабайт, и JPG еще на 15 мегабайт. В результате банальная фотосессия на 200 кадров будет занимать почти 3 гигабайта. И это за один день. А если таких фотосессий несколько, то самое время запастись несколькими терабайтными.

Darktable, в котором я раньше обрабатывал фотографии LX7 теперь выдает ошибки, чтобы я докупил себе оперативки (в ноуте 3GB). Обрабатывать в нем более 4 картинок за раз тяжело, потому что он может вылететь в любой момент. Конвертация и различные фильтры на i3 процессоре накладываются долго. Самое время сделать апгрейд.

Кодирования RAW файлов

В Nikon проприетарный закрытый формат RAW файлов, который называется NEF — Nikon Electronic Format. В отличие от него, в камере Canon формат открыт и поэтому большинство OpenSource (Darktable, RAWTherapee) редакторов корректно с ним работают. Родные конвертеры для Nikon выдают лучшую картинку, чем посторонние. Nikon поставляет бесплатный ViewNX с ограниченными возможностями, но к камере можно купить Capture NX с гораздо большими возможностями.

В Nikon NEF бывает 12- и 14-битный. 12-битный NEF отображается зеленым в открытых RAW-редакторах, а 14-битный немного снижает скорость серийной съемки.

Есть вариант переконвертирования NEF файлов в DNG с помощью Adobe DNG Converter, который является бесплатным (и даже работает под Wine), а затем уже обрабатывать. Разные люди сходятся на том, что родные конвертеры NEF работают лучше со своим файлом.

ISO матрицы

Еще не так давно я не задумывался особо о ISO (светочувствительность). Не буду сейчас вдаваться в детали. Кто хочет, найдет где прочитать что это такое. Известно, что ISO можно менять и от этого зависят шумы на фото. Так вот. Страшная правда заключается в том, что в матрице одно родное ISO. Другие значения достигаются с помощью модулирования сигнала и подачи другого напряжения на матрицу, что нехорошо отражается на качестве картинки.

«Кропнутая» матрица и про объективы

Матрица фотоаппарата — пластинка с чувствительными элементами, благодаря которой вы можете делать фотографии. Когда-то снимали в основном на пленку шириной 35 миллиметров и высотой 24 и поэтому это стало неким стандартом, которым меряют все матрицы. Матрицы, которые имеют меньший размер, называют кропнутыми (от английского сrop — обрезать), а матрицы, которые являются такими же — полноформатными. В Nikon кроп-фактор 1.5, у Canon — 1.6. Кроп-фактор показывает во сколько раз матрица вашего фотоаппарата меньше полноформатной.

К кропнутым и полноформатным матрицах идут различные объективы (еще одна головная боль). Причем объективы от полноформатных камер можно использовать на кропнутых, но не наоборот. И если на кропнутых камерах использовать объективы от полноформатных, то фокусное расстояние таких объективов будет множиться на кроп-фактор такой матрицы. То есть, если вы купили себе 50мм объектив для широкого угла, то на кропнутых матрицах он уже станет 75мм «портретником». В Nikon объективы, которые сделаны только для кропнутых матриц, имеют отметку DX.

Автофокусные объективы и «отвертка»

еще делятся на те, которые имеют встроенный мотор для фокусировки и те, которые его не имеют. Очевидно, последние — дешевле. Так и камеры: делятся на те, которые могут управлять фокусировкой объектива (тогда в объективе мотор не нужен) и те, которые не могут им управлять (этим надо, чтобы объектив имел встроенный мотор, чтобы работал автофокус). Конечно, камеры с «отверткой» (это и есть собственно, отвертка, которая фокус подстраивает) стоят дороже, но позволяют сэкономить на объективе в будущем. Можно и не говорить, что в дешевых камерах «отвертки» нет.

Китовый объектив

Ваш китовый объектив скорее всего будет темным. Китовый (англ. Kit — набор) объектив — это тот, что поставляется вместе с фотоаппаратом, если вы покупаете сразу набор фотоаппарат + объектив. А то, что он будет темным означает, что он будет давать картинки, в которых темные области будут очень темными, а светлые — более серого цвета. Будет так потому что у него скорее всего будет малая максимальная диафрагма (f3. 5-5. 6).

Цифры у диафрагменного числа означают максимальный размер диафрагмы и чем больше цифры, тем меньше диафрагма и наоборот. Соль в том, что с покупкой зеркальной камеры, к ней придется докупить еще много чего и дополнительные объективы — это будет предмет ваших желаний номер один, часто будет дороже фотоаппарата. Конечно, будет присутствовать обманчивое ощущение, что чем лучше у вас будет объектив, тем лучше вы будете фотографировать.

Отдельного упоминания стоит «полтинник» или «объектив с фокусным расстоянием 50mm». Он был стандартным на старших камерах типа «Киев» и за счет своей универсальности им можно снимать почти любые жанры. Его чаще всего советуют, как второй объектив. 50mm для кропнутых матрицы будет 35mm объектив, поэтому учтите это при выборе объектива.

Советские объективы

К большому счастью, многие советские объективы имеют такую резьбу, как Nikon, поэтому если у вас есть доступ к старой оптике, вам очень повезло. Для Canon нужен переходник. Все советские объективы будут работать только в режиме M (Manual). В более дорогих камерах Nikon, в отличие от более дешевых, замер экспозиции происходит не через объектив, поэтому в дешевых объективах будет проблема с автоматической установкой экспозиции, а в советских объективах диафрагма закрывается или открывается вручную, поэтому там будут нестыковки с автоматическим экспонометром.

Настройки по умолчанию

В камерах есть несколько неочевидных настроек по умолчанию, которые необходимо поменять. Сюда в первую очередь относятся Автоматическое ISO и его ограничения, режим просмотра фото после того, как оно было снято, автоматическое исправление дисторсии.