Как снимать море и морские волны

море на заре

Сегодня мы продолжаем разговор о том, , начатый в предыдущем уроке.

Техника съемки морского пейзажа

Обратите внимание: каждый снимок моря и морского побережья запечатлевает какой-то отрезок времени. Если вы намерены снимать морскую стихию – то вам надо научиться работать с длинными выдержками. Лучшее время для съемок морских пейзажей – это заря. Заря утренняя: час до восхода солнца и час после восхода. Всего-то пара часов, когда солнечные лучи сначала только намекают о себе, а потом буквально «стелятся» по воде. А потом ждем вечернюю зарю. Это классика морского пейзажа – закат и послезакатные мгновения.

море на заре

 

С помощью длинных экспозиций мы пытаемся «приручить» морские волны. В этом даже присутствует элемент чего-то сверхестественного и загадочного. Выдержки в диапазоне от десяти секунд до нескольких минут запечатлевают динамику моря. Огромные волны при этом превращаются в полумифический туман.

волны, длинная выдержка

Работа с длинными выдержками очень увлекательна. В простейшем варианте все делается автоматически – вы просто открываете затвор камеры и ждете положенное время – фотоаппарат все сделает за вас. Но если вы – человек творческий, то вас этот процесс не вдохновит, и вы захотите сделать что-нибудь дополнительно.

Можно, например, корректировать то, что отобразится на светочувствительном слое. Объектив при этом закрывается плотными шторками (специальной маской или просто кепкой). Так, делая снимки морского пейзажа в штормовую погоду, камеру ставят в режим Bulb, а затем выборочно экспонируют только необходимые моменты. Допустим, вы хотите запечатлеть волну, которая захлестывает камни. Тогда вы открываете объектив, когда волна их накрывает, и закрываете его, когда волна уходит на второй план.

При морских съемках, так же, как и при любом другом фотографировании классических пейзажей, следует уделять должное внимание глубине резкости. Для этого диафрагмы максимально закрывают. Однако у каждого объектива свои оптические особенности и это следует учитывать.

Полезная информация:  Как фотографировать камерой мобильного телефона

Нередки случаи, когда оптика слегка «подмыливает» (при диафрагме от 1/16). А глубина резкости тем больше, чем больше закрыта диафрагма. Поэтому всегда надо искать компромиссное решение. Глубину резкости можно контролировать, используя ручной режим фокусировки, стараясь наводиться на гиперфокальное расстояние объектива.

В зону резкости при этом попадает все от горизонта до примерно половины гиперфокального расстояния. Если у вас объектив с фокусным расстоянием 2 см, а снимаете на диафрагме 1/16, то гиперфокальное расстояние для этих параметров примерно 70 см. Значит все, что находится в 35 см от вас и дальше будет резким.

глубина резкости при съемке моря

Гиперфокальное расстояние объектива для заданной диафрагмы вы можете либо по шкале, расположенной на самом объективе, либо вычислив его самостоятельно.

Формула вычисления гиперфокального расстояния F2/(f*k), где f — диафрагма, F — фокусное расстояние, k — константа, причем для узкой пленки она равна 0,036, а для зеркальных фотоаппаратов с кропнутой матрицей 0,2.

Каждый фотограф сам выбирает необходимый комплект оборудования. Но обычно в комплект входит набор фиксов или широкоугольный зум-объектив.. Для морского пейзажа в большинстве случаев хватает зума 12-24 мм (для полного кадра 20–35 мм).

При работе с длинными выдержками необходим хороший тяжелый штатив с возможностью повышать его устойчивость утяжелениями, так как при выдержке в несколько минут на первый план выходит неподвижность камеры.

Следует выбирать высокий штатив без центральной штанги, и тогда вы сможете снимать и с высоких и с низких точек.

Светофильтры при съёмке морских пейзажей

У каждого уважающего себя фотографа имеется набор светофильтров.
Для работы с морскими пейзажами основное – это , который позволит избавиться от ненужных отражений на морской глади, не лишним будет и серый нейтральный фильтр — он приглушит световой поток, который идет на матрицу или пленку. Использование градиентных фильтров — вопрос вкуса.

Полезная информация:  Фотосъемка движущихся объектов

Заключение

На морскую стихию можно любоваться бесконечно долго, и так же долго можно ее снимать. Но не забывайте о технике безопасности и о сохранности аппаратуры. Следите за погодой. Берегите технику от соленой воды и осадков. Все, что намокло после съемки, тщательно протирайте. Заботьтесь об оптике: удаляйте мельчайшие капельки соли. И имейте при себе фонарик, чтобы не заблудиться после заката. Эти небольшие предосторожности помогут вам получить наибольшее удовольствие от самого процесса съемки морского пейзажа.