Этот обзор призван ознакомить пользователя с различными свойствами светофильтров, которые не могут быть заменены цифровой обработкой.

В арсенале любого уважающего себя фотографа обязательно присутствуют светофильтры, которые не утратили своего значения и в цифровой фотографии. Это могут быть как поляризационные фильтры, устраняющие блики и повышающие насыщенность изображения, так и простые ультрафиолетовые фильтры, дополнительно защищающие переднюю линзу объектива.

Виды светофильтров

В цифровой фотографии чаще всего применяются такие фильтры:

  1. Поляризационные ( линейные «linear»/ циркулярные «circular»);
  2. Ультрафиолетовые (UV)/ туманные (haze);
  3. Нейтрально-серые (neutral density, ND);
  4. Нейтрально-серые градиентные (graduated neutral density, GND);
  5. Теплые/холодные (цветные).

Линейные и циркулярные поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры (или «поляризаторы») имеют при пейзажной съемке наибольшее значение среди всех остальных. Принцип их работы заключается в уменьшении количества отраженного света, который попадает на матрицу фотоаппарата. Так, подобно солнцезащитным очкам, поляризатор поспособствует более глубокому синему цвету неба на снимке, задержит часть бликов и отражений на воде и других поверхностях, снизит контраст между небом и землей.

Заметьте, насколько синее небо. Силу поляризационного эффекта можно варьировать, медленно поворачивая фильтр относительно его оси; впрочем, выбор угла больше 180° лишен смысла, так как при больших углах цикл нарастания эффекта повторяется. Результат изменения угла поворота Вы можете наблюдать в видоискатель или на экране фотоаппарата.

Поляризационный эффект может возрастать или уменьшаться также в зависимости от того, куда направлен объектив камеры. Значение имеет и положение солнца на небе. Эффект будет сильнее при перпендикулярном направлении объектива по отношению к лучам солнца. Это значит, что если солнце у Вас прямо над головой, горизонт на Вашем изображении получит сильный поляризационный эффект во всех направлениях.

Поляризаторы, однако, необходимо использовать с осторожностью: они могут неблагоприятно сказаться на изображении. Они пропускают существенно меньше света (на 1/4-1/8 от всего его количеств ). Следовательно, потребуется увеличение экспозиции на 2-3 ступени. Таким образом, возрастает риск размытого изображения при «съемке с рук»; съемка в движении с таким светофильтром часто нежелательна.

Кроме того, поляризатор на широкоугольном объективе способен придать небу неровное и нереалистичное затемнение.

Линейный или циркулярный?

Циркулярные (круговые) фильтры не препятствуют верному замеру и автофокусу цифровых камер. Более дешевые линейные, однако, могут исказить показания TTL замера и работу автофокуса («through-the-lens», т.е. через объектив)а значит, не подходят почти всем цифровым однообъективным камерам. Конечно, можно замерить экспозицию и сфокусироваться вручную, что часто бывает нежелательным.

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-световые (ND) фильтры равномерно снижают количество света, который достигает матрицы. Они используются для достижения достаточно длинного времени экспозиции в пределах возможных апертур (при низких ISO).

ND фильтры будут полезны, если нужно:

  • Смягчить движение воды на снимках водопадов, рек, океанов и т.д.;
  • Добиться меньшей глубины резкости при ярком свете;
  • уменьшить дифракцию (это явление снижает резкость), выбрав большую апертуру;
  • сделать при потребности движущиеся объекты менее заметными на фото;
  • придать желаемое размытие при съемке движущихся объектов;
  • эффект сглаживания воды на фото с длинной выдержкой.

Однако помните, что нейтрально-серые фильтры годятся только для специфических съемок: они пропускают лишь ограниченное количество света. Такой фильтр не позволит Вам закрыть диафрагму (чтобы возросла глубина резкости), выбрать более короткую выдержку (и «заморозить» движение) или меньшее значение ISO (тем самым снизить уровень шума на изображении). Некоторые ND фильтры также могут придать снимку свой небольшой оттенок.

Часто бывает сложно понять, сколько света блокирует фильтр, потому что производители пользуются разными шкалами:

Распространенные сюжеты (например, водопад) не требуют большого разнообразия ND светофильтров, поэтому большинство фотографов располагает лишь парой таковых.

Максимальное ограничение потока света позволит применять очень длинные выдержки даже при ярком солнце.

Градиентные нейтрально-серые фильтры (GND)

На GND фильтры (также «сплит-фильтры») нанесен геометрический шаблон, ограничивающий разное количество света на разных участках фотографии. Такие фильтры хороши для простой геометрии света (например, линейного перехода от темного к светлому, который характерен для пейзажной съемки).

До появления цифровых камер никакая профессиональная съемка ярко освещенных пейзажей не могла обойтись без градиентных нейтрально-серых фильтров. Сейчас же стало возможным наложить 2 снимка с разной экспозиции друг на друга в режиме линейного градиента в Photoshop. С другой стороны, этот прием не подходит для переменного света или движущихся объектов (кроме случая извлечения двух разных экспозиций из RAW файла, но тогда возрастает уровень шума на фотографии). Многие предпочитают посмотреть через GND светофильтр, как будет выглядеть итоговое изображение, в видоискатель или на экране камеры.

Ассортимент GND фильтров широк. По плавности перехода между тонами они делятся на фильтры с мягкой или жесткой границей/ hard edge»). Чем резче перемена освещенности кадра (например, яркое небо и темная земля), тем жестче граница выбираемого фильтра. Существуют также радиальные фильтры, позволяющие затемнить/осветлить края снимка (добавить виньетирование).

Градиентный фильтр требует осторожной установки, обычно со штативом. Экземпляр с мягкой границей «прощает» неправильную установку, которая, однако, может привести к излишнему осветлению/затемнению в области перехода, если он резче, чем сам фильтр. Помните также, что вертикальные объекты, находящиеся на участке перехода, могут оказаться чересчур темными на снимке.

И снова Вы можете столкнуться с отсутствием общего стандарта GND фильтров. То, что маркировано как «мягкая граница» у одного производителя, у другого —уже «жесткая». Поэтому советуется подбирать фильтр непосредственно в магазине, или изучить образцы фильтров и примеры фотографий на сайте производителя.

Другая важная характеристика —это дифференциал пропускной способности фильтра между темной и светлой стороной. Это значение вычисляется таким же путем, как и для нейтрально-серых фильтров, описанных выше. Таким образом, «0.6 ND» показывает, что данный фильтр пропускает на 2 f-ступени (1/4) меньше света в затемнении, чем его светлая область. Точно также фильтр с маркировкой «0.9 ND» впускает на 3 f-ступени (соответственно 1/8) меньше света на темной стороне. Большинство пейзажей не требуют перехода больше, чем на 1-3 ступеней.

Туманные и ультрафиолетовые (UV) фильтры

На сегодняшний день такие фильтры используются для защиты передней линзы объектива и не имеют особого влияния на изображение.

В пленочных фотоаппаратах ультрафиолетовые (ultraviolet, UV) фильтры «борются» с дымкой и увеличивают контрастность путем доведения до минимума опасного влияния ультрафиолета, который является невидимым врагом пленки как в солнечный, так и в туманный день, вредя контрасту экспозиции.

К счастью, матрица цифрового фотоаппарата по сравнению с пленкой намного менее чувствительна к ультрафиолетовому излучению и не требует его фильтрации.

Более того, UV фильтр способен навредить качеству изображения, приведя к бликам, незначительному изменению цветового баланса или снижению контраста. От этих проблем избавит лишь многослойный высококачественный ультрафиолетовый фильтр, который содержится в чистоте (хотя даже невидимая глазу микропотертость уже скажется на резкости или/и контрасте).

Не утихают дискуссии о том, стоят ли защитные свойства UV фильтра риска потерять в качестве изображения. Однако для очень дорогих объективов замена такого фильтра обойдется на несколько порядков дешевле, чем ремонт или покупка нового объектива.

Обладатели же более дешевых «стекол» или «мыльниц» могут использовать их по своему усмотрению.

Другой вопрос, что объектив, защищенный UV фильтром, сохранится в первозданном состоянии и может быть выгодно перепродан. Можно даже сказать, что, оберегая объектив, фильтр косвенно заботится о качестве изображения. Как только будет замечено ухудшение последнего, легкая замена фильтра уберет проблему.

Теплые и холодные светофильтры

Фильтры этого вида изменяют баланс белого (ББ) света, который достигает матрицы. Это свойство можно использовать, чтобы подкорректировать нереалистичные оттенки или, наоборот, добавить тон (например, придать теплые, закатные оттенки фотографии в пасмурный день).

Монохромные уличные фонари дают оранжевый цвет. В этом случае практически никакая коррекция ББ не поможет восстановить полный цвет. Холодный фильтр или специальный фильтр для уличных фонарей может быть применен для восстановления цвета от других источников освещения.

Современные камеры автоматически регулируют ББ. Его можно изменить и при конвертации из RAW файла. Однако цветные фильтры могут потребоваться в некоторых ситуациях с необычными источниками света (пример выше) или в подводной съемке. В таких случаях огромное количество одноцветного света не позволит коррекции ББ восстановить полный цвет —или же такая постобработка приведет к появлению сильных шумов в определенных цветовых каналах.

Проблемы использования светофильтров

Фильтры стоит использовать только там, где они действительно необходимы, иначе пострадает изображение. По сути, Вы помещаете дополнительное стекло между матрицей и объектом съемки, что потенциально снижает качество фото. Обычно это проявляется в незначительном окрашивании в цвет фильтра, снижении контраста на участке или на всем снимке, появлении нежелательного размытия. Кроме того, свет, преломившись между фильтром и объективом, может дать нежелательные блики.

Применение фильтра может привести и к виньетированию (осветлению или затемнению краев изображения), если непрозрачные грани фильтра перекрывают часть света объективу. Накладывание фильтров один на другой может умножить все эти проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Светофильтры выпускаются двух типов: навинчивающиеся и накладные. Накладные можно применять, имея объектив с практически любым диаметром, однако подчас они оказываются неудобными и громоздкими, когда их приходится крепить перед линзой. С другой стороны, процесс заметно облегчат крепления, поставляемые в наборе с фильтром.

Навинчивающиеся фильтры герметичны и не будут сдвигаться во время съемки. Их главный недостаток —возможность крепления только на объектив определенного размера.

Показателем размера такого фильтра является его диаметр, который должен совпасть с диаметром, приведенным сверху или спереди Вашего объектива. Он измеряется в миллиметрах и, как правило, составляет от 46 до 82 мм для однообъективных цифровых камер. Если Вы решите использовать адаптеры, помните, что фильтры меньшего диаметра, чем Ваш объектив, приведут к существенному виньетированию на фотографии, а большего сделают его громоздким.

Важна и толщина оправы фильтра

Сверхтонкие и прочие специальные фильтры созданы, чтобы избежать виньетирования на широкоугольных объективах. Обратной стороной медали может стать их большая цена и то, что часто они не имеют резьбы на внешней стороне, а значит, Вы не сможете надеть еще один фильтр или даже использовать бленду.