Как снимать морской пейзаж. Часть 2

Продолжаем наш урок о том, как грамотно снимать морской пейзаж.

 

Техника съемки морского пейзажа

Обратите внимание: каждый снимок моря и морского побережья запечатлевает какой-то отрезок времени. Если вы намерены снимать морскую стихию – то вам надо научиться работать с длинными выдержками. Лучшее время для съемок морских пейзажей – это заря. Заря утренняя: час до восхода солнца и час после восхода. Всего-то пара часов, когда солнечные лучи сначала только намекают о себе, а потом буквально «стелятся» по воде. А потом ждем вечернюю зарю. Это классика морского пейзажа – закат и послезакатные мгновения.

С помощью длинных экспозиций мы пытаемся «приручить» морские волны. В этом даже присутствует элемент чего-то сверхестественного и загадочного. Выдержки в диапазоне от десяти секунд до нескольких минут запечатлевают динамику моря. Огромные волны при этом превращаются в полумифический туман. Работа с длинными выдержками очень увлекательна. В простейшем варианте все делается автоматически – вы просто открываете затвор камеры и ждете положенное время – фотоаппарат все сделает за вас. Но если вы – человек творческий, то вас этот процесс не вдохновит, и вы захотите сделать что-нибудь дополнительно. Можно, например, корректировать то, что отобразится на светочувствительном слое. Объектив при этом закрывается плотными шторками (специальной маской или просто кепкой). Так, делая снимки морского пейзажа в штормовую погоду, камеру ставят в режим Bulb, а затем выборочно экспонируют только необходимые моменты. Допустим, вы хотите запечатлеть волну, которая захлестывает камни. Тогда вы открываете объектив, когда волна их накрывает, и закрываете его, когда волна уходит на второй план.

При морских съемках, так же, как и при любом другом фотографировании классических пейзажей, следует уделять должное внимание глубине резкости. Для этого диафрагмы максимально закрывают. Однако у каждого объектива свои оптические особенности и это следует учитывать. Нередки случаи, когда оптика слегка «подмыливает» (при диафрагме от 1/16). А глубина резкости тем больше, чем больше закрыта диафрагма. Поэтому всегда надо искать компромиссное решение. Глубину резкости можно контролировать, используя ручной режим фокусировки, стараясь наводиться на гиперфокальное расстояние объектива. В зону резкости при этом попадает все от горизонта до примерно половины гиперфокального расстояния. Если у вас объектив с фокусным расстоянием 2 см, а снимаете на диафрагме 1/16, то гиперфокальное расстояние для этих параметров примерно 70 см. Значит все, что находится в 35 см от вас и дальше будет резким.

Полезная информация:  Секреты макросъемки

Гиперфокальное расстояние объектива для заданной диафрагмы вы можете либо по шкале, расположенной на самом объективе, либо вычислив его самостоятельно.

Формула вычисления гиперфокального расстояния F2/(f*k), где f — диафрагма, F — фокусное расстояние, k — константа, причем для узкой пленки она равна 0,036, а для зеркальных фотоаппаратов с кропнутой матрицей 0,2.

Каждый фотограф сам выбирает необходимый комплект оборудования. Но обычно в комплект входит набор фиксов или широкоугольный зум-объектив.. Для морского пейзажа в большинстве случаев хватает зума 12-24 мм (для полного кадра 20–35 мм).

При работе с длинными выдержками необходим хороший тяжелый штатив с возможностью повышать его устойчивость утяжелениями, так как при выдержке в несколько минут на первый план выходит неподвижность камеры.

Следует выбирать высокий штатив без центральной штанги, и тогда вы сможете снимать и с высоких и с низких точек.

Светофильтры при съемке морского пейзажа

У каждого уважающего себя фотографа имеется набор светофильтров.

Для работы с морскими пейзажами основное – это поляризационный фильтр, который позволит избавиться от ненужных отражений на морской глади, не лишним будет и серый нейтральный фильтр — он приглушит световой поток, который идет на матрицу или пленку. Использование градиентных фильтров — вопрос вкуса.

Заключение

На морскую стихию можно любоваться бесконечно долго, и так же долго можно ее снимать. Но не забывайте о технике безопасности и о сохранности аппаратуры. Следите за погодой. Берегите технику от соленой воды и осадков. Все, что намокло после съемки, тщательно протирайте. Заботьтесь об оптике: удаляйте мельчайшие капельки соли. И имейте при себе фонарик, чтобы не заблудиться после заката. Эти небольшие предосторожности помогут вам получить наибольшее удовольствие от самого процесса съемки морского пейзажа.

Полезная информация:  Лав стори. Снимаем историю любви